"Гидроник" под капотом ВАЗ-21053.
Непонятно, почему столь полезные устройства не получили широкого распространения в нашей холодной стране. По-видимому, не все о них еще знают. Принцип действия автономных отопителей прост. Как следует из названия, прибор не зависит от двигателя. В камеру сгорания поступает бензин (есть модификации и для дизельного топлива). Здесь его поджигают специальной свечой. Раскаленные газы подогревают охлаждающую жидкость или воздух. Жидкость циркулирует по рубашке охлаждения двигателя и через радиатор "печки". Если включить штатный вентилятор, то нагреется салон и, что очень важно, ветровое стекло. Энергия расходуется в основном на нагрев, а двигатель потратил бы ее еще на преодоление сил трения и сопротивления вязкого масла. Поэтому отопители потребляют значительно меньше топлива, чем мотор в режиме прогрева.
В случае, когда отопитель нагревает не жидкость, а воздух, обычно прокладывают воздуховоды, которые несут тепло, например, к блоку цилиндров. "Воздушные" отопители более универсальны: их можно использовать не только в автомобилях, бульдозерах, экскаваторах, но и там, где нет охлаждающей жидкости - для обогрева бытовок, вагонов, барж, яхт и т.п. Но, конечно, жидкость - лучший теплоноситель, чем воздух. Не правда ли, в принципе действия есть что-то знакомое? Ну, конечно, нечто подобное можно увидеть в "Запорожце" (напомню, у него автономная "печка") и на армейских машинах, которые укомплектованы предпусковыми подогревателями. В отличие от "запорожского" отопителя, ненадежность которого стала притчей во языцех, приборы зарубежных фирм сделаны на более высоком техническом уровне. Они редко ломаются, практически не требуют обслуживания, а управляет ими электроника. Это означает, что не нужно сначала подкачивать топливо, затем включать свечу, регулировать пламя и подачу воздуха, охлаждающей жидкости. Умный агрегат все сделает сам и, обеспечив нужную температуру, перейдет в режим малого потребления топлива. Если хозяина долго нет, скажем, раздумал отправляться в путь, аппарат автоматически выключается.
Разумеется, чтобы отопитель был таким умным, его снабдили различными датчиками и электронным блоком управления. Посмотрите на рис. 1 - здесь разрез компактного отопителя "Гидроник" фирмы "Эберспехер", предназначенного для легковых автомобилей. Электронный блок 17 спрятали подальше от камеры сгорания 12. Бензин (или дизельное топливо) поджигают свечой накаливания 13. Если "процесс пошел", об этом блоку управления сообщит датчик пламени 14, а если нет, прибор повторит попытку. Процесс контролируют датчики температуры 10 и перегрева 6. Топливо подает электрический насос 8, который монтируют около бензобака. Он импульсного типа, поэтому в начале работы отопителя слышны характерные щелчки. Остальные узлы "Гидроника", в том числе нагнетатель воздуха 18, необходимого для горения, и насос для циркуляции жидкости из системы охлаждения двигателя 5 работают тихо, а для выхлопных газов предусмотрен миниатюрный глушитель 11. Поскольку потребителей электроэнергии немало, аккумулятор должен быть работоспособным. Чтобы не разрядить "дохлый" аккумулятор окончательно - отопитель не включится, если напряжение в сети меньше 10 В - поэтому у владельца еще остается шанс завести мотор. Прибор не будет работать также, если напряжение выше 16 В.
Рис. 1. Автономный отопитель "Гидроник-B4W SC": 1 - соединительный штекер; 2 - главный предохранитель; 3 - топливопровод; 4 - вентиляционное отверстие; 5 - насос охлаждающей жидкости; 6 - датчик перегрева; 7 - теплообменник; 8 - топливный насос; 9 - фильтр топлива; 10 - датчик температуры; 11 - глушитель; 12 - камера сгорания; 13 - свеча накаливания; 14 - датчик пламени; 15 - патрубок для воздуха; 16 - электромотор; 17 - блок управления; 18 - турбина для нагнетания воздуха.
В общем, отопитель "Гидроник" - прибор довольно сложный, но достижения технологии - точное литье, электроника - позволили сделать его компактным. "Гидроник" легко поместился под капотом редакционного ВАЗ-21053, но его монтируют и на иномарки, у которых свободного места почти нет. Кстати, он и весит немного - всего 2,5 кг.
Еще цифры. Максимальная мощность - 4 кВт (недавно появилась модель мощностью 5 кВт - для двигателей рабочим объемом свыше 2,3 л). В режиме поддержания температуры уже нагретой жидкости мощность 1,5 кВт, а расход топлива всего 0,21 л/ч (один стакан!). Подключить прибор к системе охлаждения можно несколькими способами. Простейший - разрезав шланг, ведущий от двигателя к "печке" (рис. 2). Так и сделали на редакционной машине. Один из относительно сложных способов (рис. 3) предусматривает монтаж дополнительных термостата и обратного клапана. Тогда жидкость циркулирует сначала по малому контуру, подогревая салон автомобиля, а когда ее температура превысит 50 С, по второму контуру - и мотор разогревается для пуска.
Рис. 2. Простая схема установки автономного отопителя: 1 - двигатель; 2 - штатный отопитель; 3 - отопитель "Гидроник".
Отопитель комплектуют и различными таймерами. Тот, что на редакционной машине, рассчитан на 24 часа. Другой программируют на семь дней - он может включать отопитель в любой день недели в заданное время. За доплату - дистанционное радиоуправление. Оно удобно для тех, кто не знает заранее своего расписания. Включить отопитель можно, не выходя из дома, и выйти уже к нагретой машине. Какие же ощущения испытывает водитель, в машине которого установлен отопитель? Конечно же, комфорт, но об этом уже сказано. Поговорим лучше о привыкании. Первое время я прислушивался, как идет процесс, мечтал о пульте с контрольными лампами. Скажем, загорелось топливо в отопителе - загорелась и лампочка, включился режим меньшей мощности - загорелась другая. Однако довольно быстро понял, что прибор очень самостоятельный и в контроле совершенно не нуждается. Скоро я программировал включение "Гидроника" как бы бессознательно и почти перестал обращать на него внимание. Но однажды пришлось отправляться в путь во внеурочное время, и... я сразу вспомнил все "прелести" сидения в холодном авто в ожидании, пока прогреются мотор и салон. В общем, к хорошему быстро привыкаешь.
Автономный отопитель установили на машину в конце прошлой зимы. Его предоставила для испытаний московская фирма "ОКМА", а смонтировали в "Алармсервисе". "Гидроник" работал безотказно. К сожалению, попробовать прибор в сильные морозы не успели. При -10 С он со своей задачей справлялся успешно. По отзывам других владельцев отопителей, у них не бывает проблем с пуском мотора и при -30 . Единственная проблема, которая возникла при эксплуатации, была связана, скорее, не с отопителем, а с охранной сигнализацией. Дело в том, что клавишу включения штатного вентилятора "печки" следует оставлять нажатой, чтобы "Гидроник" включил вентилятор, когда нагреется жидкость - тогда в салон будет поступать теплый воздух. Если был включен режим максимальной подачи воздуха, то охранная сигнализация срабатывала из-за падения напряжения и начинала звать на помощь. При включении малой скорости вращения вентилятора процесс проходил без лишнего шума. Кстати, включать малую подачу воздуха рекомендует и инструкция.
Еще об эксплуатации. Система охлаждения должна быть заправлена "Тосолом" или другим антифризом, но не водой (допускается 10% антифриза, остальное - вода; в "Тосоле-40" антифриза 40%). Дело в том, что вода не обладает смазывающими свойствами. Впрочем, в наше время почти все машины ездят с "Тосолом".
В общем, плюсы автономных отопителей очевидны: легкий пуск двигателя в мороз, экономия топлива при прогреве, повышение комфортабельности. Повышается безопасность движения - ведь нагретое ветровое стекло не запотевает. Экономится время, что важно для делового человека. Водитель реже простужается - можно сэкономить еще и на лекарствах.
Рис. 3. Один из вариантов монтажа отопителя: 1 - двигатель; 2 - обратный клапан; 3 - отопитель "Гидроник"; 4 - штатный отопитель; 5 - термостат. Сначала жидкость циркулирует по кругу А, а при нагреве свыше 50 С - по кругу Б.
Холодных пусков двигателя, при которых детали работают почти без смазки, поскольку она застывает, больше не будет. Значит, срок капитального ремонта можно отодвинуть. Это важно, особенно для владельцев иномарок: ремонт порой стоит столько же, сколько новая "Таврия", да и запчасти не всегда есть в продаже.
Отопитель много места не занимает, под ногами не путается, поэтому нашелся только один существенный минус - довольно высокая цена. На момент подготовки статьи "Гидроник" с монтажом обходился примерно в 1200 долларов.
Учитывая это обстоятельство, я поинтересовался у мастера, устанавливавшего отопители, на какие машины их монтируют чаще. Выяснить не составило труда, так как на станции ведут картотеку на случай гарантийного ремонта. Вопреки ожиданиям, иномарок в ней было чуть более половины, а среди отечественных оказалось немало "жигулей", "нив", "москвичей", причем не новых. Мастер рассказал, что он однажды устанавливал отопитель на такую "гнилушку", цена которой наверняка была меньше, чем "Гидроника". Среди иномарок много дизельных - они плохо заводятся зимой на российской солярке. Попадались и микроавтобусы. На более крупные автомобили устанавливают другие модели отопителей "Эберспехер". Даже в Москве ноябрь и март, по сути, зимние месяцы, что уж говорить о северных районах. Поэтому осмелюсь сделать прогноз: автономные отопители приживутся в наших условиях.
Дмитрий ПОСТНИКОВ